ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
МОУ СОШ № 10 «Пересвет”» г. Бердска  на 2008-2011 годы

 

Информатизация общества вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям и способствующим гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его эффективность.

Задача школы в том, чтобы подготовить учащегося к переходу в информационное общество. Достижение информационно-коммуникационной  компетентности учащихся является одной из главных целей и необходимых условий образовательного процесса в современной российской школе. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня являются необходимым инструментом реализации этой компетентности и необходимым инструментом ее формирования.

Для успешной адаптации в этих условиях школа становится перед необходимостью выработать новые подходы к информационному обеспечению учебной, внеклассной и управленческой деятельности. Внедрение информационных технологий позволяет более широко охватить понятие управления учебным процессом, перейти от общего управления школой к управлению процессом обучения каждого учащегося и, таким образом, способствует практическому осуществлению личностно-ориентированного подхода к субъекту учебного процесса.

Информатизация школы - это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Как и любая школа, мы ориентируемся на внедрение новых информационных технологий и творческое развитие учащихся. Как и раньше, сегодня актуально не только освоение какого-либо объема знаний учащимися, но и добывание знаний, умение найти нужную информацию для решения той или иной задачи, и сегодня это надо делать современными способами, используя новые информационные и коммуникационные технологии.

Программа информатизации МОУ СОШ № 10 «Пересвет» основана на нормативных документах: Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы, Целевая программа развития образования Новосибирской области на 2008-2012 годы, Ведомственная целевая программа «Информатизация системы образования Новосибирской области», Устав школы.

 

Целью информатизации учебного и производственного процессов в нашей школе является создание и поддержание условий современного продуктивного и успешного образования в школе посредством использования в образовательном процессе новых компьютерных технологий и расширение потока образовательной информации посредством использования современных интернет-технологий.

 

Задачи программы информатизации:

Методические, учебные:

¾    использование и создание предметниками в учебном процессе передовых информационных технологий и современных электронных учебных материалов.

¾    создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями;

¾    обеспечение доступа учащихся и педагогов к сетевым информационно-образовательным ресурсам посредством интернета, расширение возможностей участников образовательного процесса для диалога с наукой и культурой через Интернет-технологии, а также участия в дистанционном обучении, конкурсах и олимпиадах;

¾    обеспечение учебного заведения средствами информатизации и автоматизации учебного и производственного процесса.

Управленческие, организационные

¾    использование новых компьютерных технологий в организации производственно-административного процесса в школе: внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность для создания единого информационного пространства школы; автоматизация учета кадров и документации школы для оперативного ведения и архивного хранения информации; автоматизация сбора и хранения статистических данных школы для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;

¾    обеспечение условий для формирования информационной культуры педагогов и обучающихся, адекватной современному уровню развития информационных технологий;

¾    организация работы и развитие фонда школьной медиатеки;

¾    информационная, консультационная и техническая поддержка творческой деятельности учащихся и педагогического персонала в учебное и дополнительное время, в организации творческих мероприятий с использованием компьютерных и мультимедийных технологий.

¾    повышение квалификации работников школы по применению ИТ в образовательном процессе и в делопроизводстве.

¾    поддержка школьного сайта как рекламного и информационного средства школы и средства связи между родителями и педагогическим коллективом школы

¾    обеспечение бесперебойного функционирования компьютерной техники, своевременный ремонт  модернизация.

¾    поддержка системы индивидуальной защиты данных компьютерных пользователей учреждения.

 

Проекты программы информатизации:

1.      Поддержка и модернизация школьного сайта.

2.      Использование образовательного потенциала Интернет-ресурсов.

3.      Создание единого информационного пространства школы

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители; администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения.

4.      Обеспечение учебных аудиторий мультимедийным оборудованием: проекторами, видеотехникой, интерактивными досками.

5.      Создание и постоянное пополнение школьного банка данных электронных образовательных ресурсов.

6.      Создание блогов учителей и администрации или сообществ на социальных образовательных сайтах в целях использования современных ИКТ в образовании.

7.      Создание электронного портфолио учащегося.

8.      Повышение квалификации работников школы по применению ИКТ в образовательном процессе и в делопроизводстве.

 

Целевые индикаторы программы:

       количественный рост ЭОР, внедренных в учебный процесс;

       рост количества методических материалов, подготовленных учителями;

       доля учителей, использующих ЭОР в учебном процессе;

       рост учащихся, реализующих свои проекты с помощью ИКТ

       процентное соотношение количества школьников, принимающих участие в сетевых проектах, к общему числу учащихся в ОУ;

       количество ежедневных посетителей, из числа работников и обучающихся, образовательных порталов;

       количество активных зарегистрированных пользователей образовательного портала НООС из числа  работников и обучающихся;

       доля педагогов/обучающихся вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ;

       количество педагогических работников, имеющих свое web-представление на школьном сайте;

       процентное соотношение педагогов, использующих ИКТ на учебных занятиях к общему количеству педагогов;

       доля педагогических работников и руководителей, проходящих повышение квалификации с использованием дистанционных форм обучения;

 

Источники финансирования программы информатизации: Федеральный бюджет,  местные бюджеты, внебюджетные и иные средства, например в виде спонсорской помощи.

 

Механизмы реализации программы.

Реализация программы осуществляется всеми участниками образовательного процесса: администрация (директор, его заместители), педагоги (классные руководители, учителя-предметники), обучающиеся (независимо от параллели, класса и возраста), родители (как основные заказчики качества образования). Основную часть координации деятельности по реализации программы информатизации выполняет заместитель директора по ИТ.

Действия администрации:

       Планирование возможных изменений в образовательной ситуации школы:

       Определение действий по насыщению школы оборудованием, создание сетей, подключение к сети Интернет, оборудование рабочих мест,

       Подготовка педагогических кадров и администрации.

       Приобретение программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

       Использование ИКТ в организации управления школой.

       Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс

       Компьютеризация школьной библиотеки

       Поддержание сайта школы

Действия педагогов:

       Непрерывное самообразование педагогов.

       Дистанционное образование, повышение квалификации

       Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.

       Активное участие в дистанционных профессиональных конкурсах

       Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока в средней и профильной школах.

       Проведение интегрированных уроков средствами информационных технологий.

       Проведение уроков на основе готовых программных продуктов.

       Поддержка банка данных обучения и развития школьников с помощью программы «Хронограф».

       Создание, пополнение и использование дидактических мультимедийных средств медиатеки.

       Проведение открытых уроков с использованием ЦОРов, создание школьной коллекции уроков

Участие обучающихся:

       Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.

       Дистанционное обучение и участие в дистанционных обучающих олимпиадах.

       Использование компьютера и Интернета для подготовки к уроку.

       Активное участие на уроках с использованием ИКТ-технологий.

       Участие в школьных, городских, областных компьютерных конкурсах.

       Использование ИКТ в организации внеклассной деятельности и дополнительного образования.

Действия родителей:

       Получение информации о школе, нормативных документах, расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы.

       Интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта.

       Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.

       Поддержка дистанционного обучения, участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах для учащихся

       Спонсирование по возможности направлений программы информатизации.

 

Контроль над выполнением программы осуществляет директор школы и заместитель директора по информационным технологиям.

 

Для стабильной работы сетевых компьютерных ресурсов и защиты данных на них на компьютерах должны постоянно работать:

       система индивидуальной защиты данных пользователей организацией разделения прав  пользователей на каждом компьютере и использования паролей;

       антивирусные программы;

       система защиты локальной сети от вторжения внешних пользователей на сервере, обеспечивающим выход школьной сети в интернет.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

       сформировать основы единой системы  информационного и научно-методического обеспечения развития образования;

       повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности педагогического и административного состава школы, повышение педагогической компетентности, расширение педагогического опыта за счет сетевого профессионального общения;

       повышение образовательных результатов за счет оперативного и полного сбора информации об учебном процессе, эффективной ее обработки, открытости этой информации для коллег и родителей;

       доступ участников образовательного процесса к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, а так же к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы;

       внедрение в учебный процесс современных электронных средств сопровождения государственного образовательного стандарта общего образования и осуществление их интеграции с традиционными средствами обучения;

       апробация средств сетевого тестирования учащихся (в том числе в рамках федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена);

       организация школьного банка данных электронных образовательных ресурсов и обеспечение доступа к нему;

       создание системы методической поддержки учителей школы,  проведение подготовки и переподготовки  педагогических, административных кадров в области новых информационных технологий;

       повышение эффективности, доступности и качества обучения в школе, путем организации доступа к общим образовательным ресурсам школы;

       организация привлечения общественности, включения родителей как участников информационного образовательного пространства.

       обеспечение учащимся условий для получения полноценного образования и адаптации в современном информационном обществе.

 

 

Состояние информатизации учреждения на текущий момент:

 

       За прошедший 2009-10 учебный год школой приобретено и запущено в работу 6 компьютеров и 4 проектора. В результате установлено/обновлено 7 рабочих мест: в кабинетах химии, физики и одно место в 1-ом классе ( 209 ) с новыми мультимедийными проекторами, обновлён системный блок в учебном кабинете начальной школы 212 под интерактивную доску, заменён старый проектор в мультимедийном кабинете 309 на новый и установлено 2 рабочих места для бухгалтеров.

       На текущий момент в школе в наличии и работает 41 компьютер, 8 проекторов, 7 принтеров, 3 сканера, 22 персональных наушника, 3 компьютерных акустических системы, 2 модема, 2 интерактивные доски.

      Компьютеры объединены в 2 локальные сети: «административную» на первом этаже и «учебную» на третьем.

В мультимедийно-демонстрационном зале предметниками постоянно проводятся учебные занятия с использованием демонстрационный техники. А именно: зал систематически используется учителями литературы, истории и обществознания, химии, физики, географии, учителями начальной школы; иногда - учителями математики, биологии, технологии, иностранного языка, психологии. В зале постоянно проводятся общественные мероприятия.

       В основном кабинете информатики, оснащённом 14-ю компьютерами,  в течение всего рабочего дня (до 18 часов) учащимся и учителям предоставлен доступ на интернет-ресурсы. А также возможность в получении консультаций со стороны учителя информатики при создании творческих проектов и выполнения домашней работы с использованием компьютера.

      Второй кабинет информатики, оснащённый 12-ю компьютерами, комплексно используется учителями-предметниками для проведения уроков с использованием множества компьютерных рабочих мест (тестирование, изучение и получение информации), а также с использованием мультимедийного проектора.
Во второй половине дня ежедневно проводятся дополнительные занятия учителями школы и городскими организациями дополнительного образования СЮТ и ГЦДТ.

  В учительской комнате школы и методическом кабинете начальной школы установлены рабочие компьютерные места для учителей и других работников школы, а также в течение всего рабочего дня они могут работать на компьютерах в мультимедийном зале и компьютерных классах.

       В административной сети компьютеров обеспечен доступ с любого рабочего места к  информационной базе данных школы по учащимся, кадрам и административной документации деятельности учреждения.

       Ежемесячно обновляется информация на сайте школы. А именно: выкладывается полный отчёт за текущий месяц по проведённой учебно-воспитательной работе школы, по проведенным общественным мероприятиям школы и участии во внешкольных общественных мероприятиях. Обновляются объявления и прочая информация на информационной доске.

  Учителя школы периодически проходят курсы повышения квалификации по применению ИТ в образовательном процессе и в делопроизводстве.

        На всех компьютерах установлены и исправно работают все необходимые системы защиты данных.

     Учащиеся и работники школы постоянно используют Интернет-ресурсы для подготовки к урокам, домашнего задания и создания творческих проектов.

       Почти на всех мероприятиях школы, проводимых в помещении, используется мультимедийная техника для демонстрации учебного, познавательного или досугового материала.

        В специальной программе составлено и активно используется общешкольное расписание.

       В течение 2009-10 учебного года шестеро сотрудников прошли обучение на различных курсах повышения квалификации работников с целью применения современных технологий информатизации в учебном процессе.

 

Мероприятия по реализации программы информатизации:

       Реализация и продвижение всех утверждённых в программе проектов. При этом максимально использовать выделяемые на информатизацию денежные ресурсы на обеспечение учебных аудиторий мультимедийным оборудованием, максимально обеспечивая предметникам и классным руководителям использование образовательных, познавательных и досуговых электронных ресурсов.

       Добиться максимального использования возможностей школьной БД в делопроизводстве для оптимизации рабочего времени работников школы и удобства получения информации.

       Продолжать поддерживать и совершенствовать сайт школы. Приобщая к этой деятельности творчески настроенных учащихся, привлекая их к общественной жизни школы и повышая уровень обученности в вопросах ИКТ. Основное направление совершенства сайта – обеспечить возможность сетевого общения администрации и педагогов школы с учащимися и их родителями через внедрение технологий Web 2.0.

       По мере установки компьютерного оборудования в классах, расширять  школьную компьютерную сеть, тем самым приближаясь к цели создания единой информационной компьютерной школьной сети.

       Профессиональное сопровождение работы педагогов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс; обучение педагогов сотрудниками ММЦ; повышение квалификации сотрудников на курсах сторонних организаций; дистанционные курсы повышения квалификации; обмен опытом сотрудников внутри методических объединений школы и города.

        Расширение информационных ресурсов через приобретение образовательной медиатеки, посредством Интернета и разработки собственных методик.

 

Сроки реализации программы - 2008 – 2011 годы. Все запланированные мероприятия плавно распределяются на весь оговоренный срок.

 

Оценка социально-экономической эффективности реализации программы.

 

Эффективность и социально-экономические последствия реализации Программы определяются с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих стратегические приоритеты развития школы:

       формирование эффективных педагогических кадров;

       обеспечение динамичного и устойчивого роста качества образования.

 

Социальные и экономические эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

·        Повышение качества образования:

        обеспечение равного образовательного старта между различными ступенями образования;

        повышение ИКТ- грамотности выпускников школы;

        снижение различий в результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников.

·        Социализация обучающихся:

        развитие самоуправления обучающихся;

        профилирование среднего (полного) основного образования (увеличение числа обучающихся занимающихся по индивидуальным учебным траекториям);

        расширение возможностей для получения профессионального образования детьми средствами дистанционного образования;

        расширение возможностей получения дополнительного образования;

        увеличение доли обучающихся, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию на ступени среднего (полного) общего образования.

·        Расширение социального партнерства в образовании:

        увеличение числа учащихся, участвующих в дистанционных и сетевых образовательных проектах;

        развитие системы образовательной экспертизы информационно-методических материалов.

·        Повышение социального статуса среднего (полного) образования:

        увеличение количества обучающихся школы;

        увеличение числа выпускников общеобразовательных учреждений, продолживших обучение в учреждениях высшего профессионального образования;

        увеличение числа предметных областей, прошедших экспертизу образовательных программ.

 

В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие социально-экономические эффекты:

·        на уровне школы:

        обеспечение преемственности образовательных программ, технологий и методик обучения на разных ступенях образования;

        внедрение форм образовательной деятельности, не наносящих вреда здоровью обучающихся;

        развитие школьной сети, реализующей информационный заказ на оказание образовательных услуг.

·        на уровне участников образовательного процесса:

        расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;

        повышение спроса на педагогические кадры с развитой ИКТ-компетенцией.